Главная страница >>  Типы свай >> Набивные сваи. Устройство частотрамбованных свай

Набивные сваи. Устройство частотрамбованных свай

Частотрамбованные сваи (рис. 17) в последние годы с успе­хом применялись на стройках Москвы и в Киеве (например, семиэтажный жилой дом на Кловском спуске).

Устройство частотрамбованных свай

Рис.17  Устройство частотрамбованных свай
а - забивка обсадной инвентарной трубы, б - установка арматурного каркаса, в - укладка бетона, г - уплотнение бетона и извлечение обсадной трубы, 1 - паровой молот, 2 - ходовые брусья, 3 - инвентарная обсадная толстостенная труба, 4 - чугунный башмак, 5 - арматурный каркас, 6 - бадья с бетоном, 7 - бетон, 8 - ствол бетонной сваи

Процесс изготовления частотрамбованных свай заключается в следующем.
В грунт погружается обсадная металлическая труба диамет­ром 42 см со съемным чугунным башмаком. Погружение осуще­ствляется по направляющим высокого металлического копра с помощью частых ударов парового быстроходного молота по
верху трубы (вес молота 2,5 т, частота - 70-80 ударов в ми­нуту). Продольная и поперечная вибрация металлической трубы облегчает ее погружение и уплотнение прилегающего к ней грунта.
Чтобы грунтовые воды не просачивались внутрь трубы, стык между нею и чугунным башмаком заделывается просмоленным канатом толщиной 12 мм. После погружения трубы до проект­ной отметки проверяют, нет ли в ней воды, и затем опускают арматурный каркас из 6-8 стержней диаметром 18 мм, соеди­ненных между собой спиральной обмоткой. Труба-оболочка за­полняется на 1/3-1/2 своей высоты бетоном марки 200. Осадка конуса бетона должна быть 8 см.

К верхней части трубы прикрепляются металлические тяговые соединения, служащие для извлечения трубы из грунта при по­мощи парового молота. Извлечение трубы достигается чередую­щимися ударами молота вверх по тяговым соединениям и вниз по трубе. При этом подъем трубы вдвое превышает величину погружения. Каждая пара ударов молота обеспечивает извлече­ние трубы на 2-2,5 см. После извлечения 1/4 трубы она загру­жается второй порцией бетона.

При ударе молота вверх труба поднимается и бетон из нее вытекает; при ударе молота вниз торец трубы ударяет по вытек­шему бетону, дополнительно уплотняет его и вдавливает в грунт. В результате свая приобретает гофрированную поверхность, обеспечивающую хорошее сцепление с грунтом и передачу значительной части нагрузки на окружающий уплотненный грунт.

Закончив набивку, копер с паровым котлом на катках пере­двигают на новое место. Расстояние между сваями составляет около 1,5 м, а забивка инвентарной трубы производится с про­пуском через одну сваю; пропущенные сваи устраивают после того, как бетон смежных свай достигнет 25% проектной проч­ности.

Наличие грунтовых вод не является препятствием для приме­нения набивных частотрамбованных свай. Изготовление их со­провождается сотрясениями примерно такими же, как при за­бивке железобетонных свай.

Частотрамбованные сваи можно устраивать, не ожидая от­рывки котлована до проектной отметки; в этом случае верхняя часть сваи делается песчаной и удаляется одновременно с выем­кой грунта котлована.

Набивные частотрамбованные сваи характеризуются следую­щими технико-экономическими показателями:

- максимальная длина (глубина) -25 м;

- производительность одной установки - 4 десятиметровые сваи в смену, т. е. столько же, сколько при забивке железобетонных свай, и значительно больше, чем при устройстве свай Страуса;

- несущая способность одной сваи достигает 60-70 т, что при­близительно соответствует несущей способности железобетон­ной забивной сваи сечением 40х40 см;

- расход бетона составляет 0,14 м3 на 1 м длины сваи;

- вес чугунного башмака  (остающегося в грунте) - 70-80 кг.

Вес установки с котлом составляет 42 т, монтаж ее и подго­товка к работе занимают около 20 дней.
Частотрамбованные сваи целесообразно применять только на строительных площадках с большим объемом свайных работ. По сравнению с забивными железобетонными частотрамбован­ные сваи имеют те преимущества, что приблизительно вдвое уменьшается расход арматуры, устраняется необходимость в пе­ревозке, а главное, имеется возможность начать работы, не ожи­дая отрывки котлована.