Свайные фундаменты. История свайного фундаментостроения
Опоры простейшей конструкции из деревянных свай начали применять в глубокой древности для устройства примитивных жилищ и мостиков, расположенных на периодически или постоянно затапливаемых территориях. Сваи применяли для деревянных балочных мостов через реки Тибр и Рейн, построенных более двух тысяч лет. В дальнейшем деревянные сваи стали применять для устройства фундаментов деревянных и каменных арочных мостов. В фундаментах каменных мостов первоначально сваи использовали для уплотнения грунтов с целью повышения несущей способности оснований; затем - в качестве несущих элементов, передающих нагрузку от плиты фундамента на грунт. Плиту фундаментов, расположенную ниже уровня воды в реке, сооружали под защитой деревянных водонепроницаемых ящиков или деревянного шпунта. Деревянные сваи для уплотнения основания были применены при строительстве фундаментов моста через р. Луару во Франции в 1753-1764 гг. Забитые сваи срезали ниже уровня воды. На верхнюю часть (голову) свай каждого фундамента опускали водонепроницаемый ящик с брусчатым дном, под защитой которого насухо возводили каменную кладку опор. Аналогичным способом построены в 1842-1850 гг. свайные фундаменты (рис. 1,а) бывшего Николаевского моста через р. Неву. Сваи забили на глубину 7,5 м и срезали на 4,3 м выше дна реки. Свайные фундаменты построенного в 1822-1829 гг. моста через р. Нарву возводили в котлованах, огражденных деревянным шпунтом. Для каждого фундамента (рис. 1,б) забили 72 деревянные сваи в песчано-гравийный грунт на глубину 7,5 м. До середины прошлого столетия сваи забивали ручными и подвесными молотами простейших конструкций. Первый паровой молот изобрел Д. Несмит (Англия) в 1845 г. Этот молот одиночного действия имел ударную часть весом 2 тс, ход поршня 0,41 м, частоту ударов 70-80 в мин. В 1889 г. конструкцию его усовершенствовал русский инженер С. Арциш. В конце XIX в. в США появились паровые молоты двойного действия. Одновременно улучшались и конструкции копров. Появление паровых молотов, копров и применение с 1852г. подмыва для облегчения погружения свай способствовали резкому повышению эффективности сваебойных работ. По мере совершенствования технологии работ увеличивали размеры свай. Если до середины XIX в. длина деревянных свай редко превышала 20 м, то для фундаментов моста через р. Луару в Нанте, построенного в 1856 г., использовали сваи длиной 30 м, а для построенного в 1907 г. моста через залив в Сан-Франциско применили сваи диаметром 40 см и длиной до 36 м. В отечественном мостостроении применяли составные деревянные сваи длиной до 36 м.
Развитию свайного фундаментостроения способствовало применение с 1897г. железобетонных, а с начала XX в. стальных свай. Железобетонные сваи сплошного сечения начали вытеснять деревянные. Так, для опор построенного в 1927-1929 гг. моста длиной 13,2 км через бухту в Сан-Франциско применили железобетонные сваи сечением от 38х38 до 48х62,4 см при длине от 13,5 до 31,5 м.
Каждая из опор (под восемь стальных пролетных строений длиной по 26,5 м) состояла из 16 железобетонных свай сечением 32x32 см и длиной 17,5 м при глубине воды 8,5 м. Опоры нормально эксплуатировались более 40 лет и только в 1955 г. их реконструировали. В 1920 г. немецкая фирма предложила аналогичные опоры для моста длиной 655 м (соединяющего Стокгольм с Лидинго) через пролив глубиной 20 м. В месте сооружения опор на глубине до 40 м залегает галечник, прикрытый слоем пластичных глин. Каждая из опор под пролетные строения длиной 49,5 м состоит из двух вертикальных и восьми наклонных свай-оболочек диаметром 93 см со стенкой толщиной 8,5 см и длиной до 45 м (рис. 3). Мост построен в 1922-1923 гг. Рис. 3. Опора моста у Стокгольма: С первой половины XIX в. наряду с деревянными забивными начали применять винтовые сваи. Винтовые сваи фундамента маяка, построенного в 1838 г. в Англии, имели деревянный ствол с чугунным наконечником. В дальнейшем деревянный ствол свай стали заменять стальным. В середине прошлого столетия применяли сваи со стволом диаметром от 12,5 до 21 см и винтовой лопастью диаметром 30-70 см. В России винтовые сваи впервые применили в конце прошлого столетия для фундаментов мостов на дороге Самтредиа - Поти. Сваи состоят из стальной трубы диаметром 20 см с лопастью диаметром 100 см. В Китае с применением винтовых свай диаметром 35 см и чугунной лопастью диаметром 120 см иностранными фирмами в начале XX в. построены опоры моста длиной 3 км через р. Хуанхе и других мостов. С началом внедрения бетона в строительство русский инженер Страус в 1899г. предложил принципиально новый тип свай, бетонируемых в предварительно устраиваемых в грунте скважинах. С течением времени сваи этого типа улучшали и к настоящему времени известно много конструкций и методов устройства свай в грунте. Коренным усовершенствованием явились буровые сваи с уширенным основанием, сооружаемые оборудованием вращательного действия, предложенным в 1950 г. проф. Е. Л. Хлебниковым. С 1956 г. в отечественном и зарубежном мостостроении начали широко применять фундаменты из сборных железобетонных свай-оболочек. В последнее десятилетие наблюдается стремление к увеличению сечения и длины применяемых свай и непосредственно связанная с этим тенденция к созданию более мощного сваепогружающего оборудования. Так, за рубежом выпускают сваебойные молоты с энергией удара до 50 тс-м и в процессе отработки находятся более мощные молоты. В СССР выпускают самые мощные вибропогружатели с возмущающей силой до 500 тс-м, способные заглублять в грунт колодцы-оболочки диаметром до 6 м, которые применяют для фундаментов опор мостов.
Свайные фундаменты мостов
В настоящее время свайные фундаменты мостов разных типов полностью заменили ранее широко применявшиеся кессонные фундаменты. Свайные фундаменты по сравнению с кессонными имеют существенные преимущества: более высокую степень использования прочностных свойств материалов и как следствие этого уменьшение их расхода; сокращение ручного труда за счет механизации изготовления свай и разработки грунтов; применение метода бурения скальных пород вместо разработки отбойными молотками в кессонах; выполнение всех основных работ механизмами с поверхности воды или грунта; заложение фундаментов на глубины, превышающие технические возможности кессонного способа производства работ; применение однотипных механизмов и технологической оснастки для свайных фундаментов разных типов. Фундаменты из свай, свай-оболочек и свай-столбов имеют свои области рационального применения. Поэтому целесообразность фундаментов каждого типа в конкретных местных условиях определяют в результате технико-экономического сопоставления возможных решений при обязательном учете особенностей гидрогеологических условий, а также реальных возможностей в части обеспечения необходимым технологическим оборудованием. Например, при выборе типа фундаментов моста через озеро Маракайбо в результате экономического анализа пришли к выводу, что на этом объекте фундаменты из оболочек, погруженных в предварительно пробуренные скважины, выгоднее фундаментов из забивных свай в случае, если оболочка будет воспринимать нагрузку 600 тс и более. При нагрузках на элемент 200-300 тс выгоднее применять фундаменты из забивных свай. Анализ конструкций построенных мостов и выполненные исследования показывают, что фундаменты из свай, оболочек и столбов, несмотря на более высокие экономические показатели по сравнению с фундаментами из опускных колодцев, кессонов, а также массивных мелкого заложения, имеют резервы существенного снижения материалоемкости и повышения производительности труда за счет дальнейшего совершенствования их конструкций, норм расчета, технологии производства работ и применяемого оборудования. Существенное снижение стоимости фундаментов достигается применением бурообсадных столбов комбинированной конструкции, состоящей из бурового столба с уширенной пятой, верхняя часть которого в пределах воздействия воды и размываемых грунтов защищена железобетонной оболочкой из бетона повышенной прочности. Сокращению расхода бетона за счет более полного использования его прочностных свойств способствует повышение несущей способности оболочек и столбов по грунту. Однако проектные организации еще недостаточно оснащены оборудованием, необходимым для более правильного определения фактических физико-механических свойств грунтов непосредственно в местах их естественного залегания, что пока не позволяет полностью использовать несущую способность грунтовых оснований. Дополнительные резервы сокращения материалоемкости фундаментов могут быть реализованы после проведения комплекса исследований, направленных на разработку расчета грунтовых оснований мостов по предельным деформациям. В такие исследования должно быть включено более подробное изучение вопросов несущей способности оснований из связных грунтов, показано влияние способов производства работ и особенностей конструкции фундаментов на несущую способность песчаных и глинистых грунтов, а также на отработку надежных методов контроля качества подземных работ и особенно работ, связанных с бурением скважин в разных грунтах и подводной укладкой в них бетонной смеси. Значительные резервы повышения производительности труда и снижения стоимости строительства фундаментов мостов могут быть использованы в результате отработки и широкого внедрения более эффективного технологического оборудования, в том числе: мобильных копров разных типов; более совершенных конструкций направляющих стрел, навешиваемых на краны грузоподъемностью 25-50 т и более; дизель-молотов с ударной частью весом 5 и 7,5 тс; вибропогружателей с автоматическим регулированием режима их работы; станков для бурения вертикальных и наклонных скважин диаметром от 1 до 3 м и уширенных полостей диаметром от 2 до 8 м; инвентарных направляющих каркасов и ограждений котлованов. Следует отметить, что повышению экономической эффективности наряду с перечисленными факторами будет также способствовать разработка типовых проектов фундаментов, при наличии которых устраняется большое разнообразие форм и размеров фундаментов средних и больших мостов для одинаковых местных условий, что облегчит создание и применение инвентарной технологической оснастки, в том числе направляющих устройств, ограждений котлованов, плавучих средств. Кроме того, упростится заводское изготовление элементов, что в конечном счете приведет к повышению качества конструкций и росту производительности труда. Наряду с совершенствованием фундаментов больших мостов особое внимание приходится уделять вопросам отработки конструкций, технологического оборудования и методов строительства фундаментов малых и средних мостов, путепроводов и эстакад в разных районах страны и в первую очередь в районах северной строительно-климатической зоны. Объясняется это тем, что перечисленные сооружения составляют подавляющее большинство мостов, как по их количеству, так и по объемам работ, связанных со строительством фундаментов. Поскольку такие сооружения рассредоточены вдоль строящихся дорог и на каждом из них из-за небольших объемов работ нецелесообразно организовывать бетонное хозяйство, то фундаменты возводят, как правило, из свай, столбов и оболочек, которые широко применяют для фундаментов больших мостов. |
Главная страница >> Свайные фундаменты >> Свайные фундаменты. История свайного фундаментостроения