Требования, предъявляемые к канатам, тросам и грузозахватным приспособлениям |
В процессе свайных работ большинство технологических операций (монтаж и демонтаж копров, подъем сваи и молота, подтаскивание свай к копру, разгрузка свай и т. д.) связано с использованием канатов, тросов и грузозахватных приспособлений. Поэтому необходимо постоянно следить за их состоянием и правильным использованием в работе. Траверсы и другие такелажные приспособления для подъема грузов должны обеспечивать устойчивость груза во время подъема перемещения и исключать самопроизвольное отцепление. Грузы, вес которых близок к предельному для используемого грузоподъемного механизма, поднимают в два приема, сначала на высоту 20-30 см и в таком положении проверяют подвеску груза и устойчивость крана, а затем на полную высоту. Оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерыва в работе и находиться под ним запрещается. Стальные канаты и другие такелажные приспособления, применяемые на свайных работах, должны соответствовать требованиям действующих правил Госгортехнадзора и Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ. Особое внимание необходимо обращать на прочность канатов и тросов. К каждому тросу, предназначенному для установки на механизме, должен быть приложен акт-сертификат с точным указанием конструкции троса. Коэффициент запаса прочности для грузоподъемных тросов принимается равным: для вант и расчалок с учетом нагрузки от ветра - 3, для подъемных тросов при ручном приводе - 4,5; для подъемных тросов при машинном приводе - 6, для стропов - 8. Сращивать грузовые тросы не допускается. При осмотре тросов следует исключать тросы, имеющие дефекты (вмятины, коррозию, обрывы проволочек и т. д.), руководствуясь нормами выбраковки канатов. Такелажные и монтажные приспособления для подъема грузов должны быть предварительно испытаны грузом, на 10% превышающим расчетный, с подъемом его на полную высоту. Стропы и чалочные цепи перед применением необходимо испытать нагрузкой, в два раза превышающей расчетную. При подъеме свай квадратного сечения «петлей» канат следует накладывать на нее равномерно без узлов и перекрутки. Для предохранения каната от перегибов и перетирания под грани свай необходимо положить прокладки. Перед началом работ и периодически во время работ следует осматривать такелажные и монтажные приспособления. Использовать неисправные или изношенные приспособления, а также стальные канаты, имеющие петлеобразные заломы, запрещается. Пересечение и соприкосновение канатов с электрокабелями и электропроводами не допускается. В случае необходимости стальные канаты должны быть соответствующим образом защищены от такого прикосновения и изолированы. Петли на концах канатов, выполненные заплеткой, должны иметь заплетку длиной не менее 25 диаметров каната. Петли, выполненные при помощи сжимов, должны иметь не менее трех затянутых сжимов. При подъеме грузов применяют полуавтоматические стропы, стропы с замком и другие, позволяющие расстроповывать грузы с рабочего места монтажника или с земли. Грузоподъемность стропа должна соответствовать расчетным усилиям, передаваемым на него от веса груза. Места строповки на монтируемых элементах должны быть намечены заранее. Петли стропа надевают по центру зева крюка, а последний точно устанавливают по центру строповки. При подъеме и перемещении грузов канаты грузового полиспаста подъемных механизмов должны быть направлены вертикально.
|