Главная страница >>  Строительство опускных колодцев >> Искусственный прогрев и обогрев бетона электрическим током при строительстве опускных колодцев

Искусственный прогрев и обогрев бетона электрическим током при строительстве опускных колодцев

Искусственный прогрев и обогрев бетона электрическим током, а также обогрев паром следует применять лишь при бетонировании тонких конструкций.

При модуле поверхности более 20 применять электропрогрев не рекомендуется.

При электропрогреве выдерживается определенный режим. Чем тоньше конструкции (т. е. чем выше модуль поверхности), тем меньше должна быть наивысшая температура электропрогрева. Так, для портландцемента марок 300-400 наивысшая допускаемая температура (в °С) электропрогрева составляет: при модуле поверхности до 10 - до 80, при 10-15 - до 60, при 15-20 - до 50.

Температурный режим при электропрогреве тот же, что и при паропрогреве.

Как правило, бетон выдерживают под током до приобретения им 50% проектной прочности.

При средней температуре изотермического электропрогрева бетона 50° С и марке портландцемента 300-400 требуется 28 ч, чтобы бетон набрал 50% прочности, а при средней температуре 30° С - 60 ч.

Электропрогрев железобетонной конструкции производится при помощи стержневых электродов, устанавливаемых через открытую поверхность бетонируемой стены; электроды изготовляют из арматурной стали диаметром 6-10 мм. Такие электроды могут применяться для электропрогрева стен и днища колодца, перекрытий и других конструктивных элементов.

Для прогрева малоармированных конструкций применяют струнные электроды, которые укладывают в конструкцию перед бетонированием в направлении, параллельном оси конструкции, отдельными звеньями длиной 2,5-3,5 м. Концы звеньев загибают так, чтобы они выступали из бетона или опалубки.

Электроды должны быть расположены так, чтобы прогрев бетона был равномерным. Расстояние между электродами и арматурой должно быть тем больше, чем выше напряжение тока. Минимальное расстояние при напряжении 51 В - 5 см, а при 106 В - 15 см.

Электропрогрев, как правило, осуществляется по специальному проекту производства работ, в котором во всех деталях разрабатываются методы и режим электропрогрева. Прогрев должен производится только при утеплении всех открытых поверхностей прогреваемого бетона.

Установка для электропрогрева имеет один или несколько трансформаторов, обеспечивающих понижение напряжения в пределах 50-100 В.

В течение прогрева бетона необходимо следить за тем, чтобы трансформаторы и распределительные устройства не перегружались. В случае нагрева трансформатора необходимо снизить нагрузку или временно выключить его из работы. В случае искрения в контактах, их чрезмерного нагрева, обнаружения запаха горящей изоляции проводов и т. п. необходимо немедленно выключить соответствующую группу электродов и устранить неисправность.

Прогрев следует начинать при температуре бетона не ниже 3°С.

Наблюдение за электропрогревом дежурному электромонтеру необходимо вести круглосуточно.

В процессе прогрева контролируют температуру бетона при помощи технических термометров, вставляемых в специальные скважины, число которых должно быть не менее 3 на каждый конструктивный элемент. В первые три часа температуру бетона следует измерять через каждый час, а в последующем - 3 раза в смену.

При прогреве конструкции интенсивность подъема температуры не должна превышать: 8° С в 1 ч при модуле поверхности 6 и более; 5°С в 1 ч при модуле поверхности менее 6.

Скорость остывания не должна превышать 8° в 1 ч.

Сроки пропаривания, как и при электропрогреве, зависят от марки цемента; бетоны на пуццолановом портландцементе и шлакопортландцементе при одной и той же температуре набирают прочность быстрее, чем бетоны на обычном портландцементе.

Для достижения 70% проектной прочности конструкции пропаривают в среднем 2-3 суток.