Технические средства, применяемые для прокачки скважин |
Основным средством для прокачки скважин является эрлифт, который в отличие от глубинных насосов не боится загрязненной воды и механических примесей. Эрлифт работает по принципу сообщающихся сосудов, заполненных неоднородной жидкостью.
Рис. 49 Схема расчета производительности скважины по удельному дебиту 1 - контрольно-разведочная скважина; 2 - фильтр; 3 - статический уровень воды; 4 - динамический уровень воды
Если в U - образную трубку (рис. 50) налить воды до уровня h, а в другой ее конец нагнетать воздух, то в трубке, будет образовываться водовоздушная смесь с удельным весом (т) меньшим 1. По закону сообщающихся сосудов эта смесь поднимется выше уровня hи достигнет уровняh1. Постепенно, добавляя в трубу воздух, можно добиться того, что уровень водо-воздушной смеси поднимется выше верха трубки: (Н) и она начнет изливаться. На этом принципе и работает эрлифт. Эрлифтная установка состоит из воздушного компрессора, воздушных труб, идущих, от компрессора в скважину, и водоподъёмных труб. Кроме того, в скважину опускают пьезометрические трубки для замера динамического уровня воды. В эрлифтах применяются: два способа размещения водоподъемных и воздушных труб - параллельный и центральный (рис. 51). Все элементы эрлифтной установки перед ее компоновкой должны быть рассчитаны. В зависимости от марки имеющегося компрессора, глубины скважины, статического и: ожидаемого динамического уровня воды при прокачке определяются глубина погружения воздушных труб, их диаметр и диаметр водоподъемных труб, а также производительность эрлифта. Для нормальной работы эрлифта глубина: погружения воздушных труб должна быть, значительно больше, чем глубина динамического уровня воды. (Н=h• к; где к~2) Глубина погружения воздушных труб зависит от давления компрессора. Для того чтобы воздух мог проникнуть в водоподъемную трубу и образовать водовоздушную смесь, ему необходимо продавить столб воды H - h0 - расстояние от статического уровня воды до низа воздушных труб, и преодолеть
сопротивление, возникающее в воздухопроводе. |